1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о группе комбинированной направленности (далее – Положение) регламентирует деятельность групп комбинированной направленности для детей дошкольного возраста, созданных в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 2 г. Азова (далее – ДОУ), реализующем общеобразовательную программу дошкольного образования. 1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: - Конституцией Российской Федерации; - Конвенцией ООН о правах ребёнка; - Семейным Кодексом Р.Ф.; - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»; - Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». - Приказом Министерства Просвещения РФ от 25.11.2022 №1028 "Об утверждении ФОП ДО" - Приказом министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 №1022 "Об утверждении адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ" 1.3. Группы комбинированной направленности для детей дошкольного возраста создаются в целях реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в условиях инклюзивного образования. 1.4. В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ) в соответствии с образовательной программой учреждения. 1.5. Группы комбинированной направленности функционируют в режиме 5-дневной рабочей недели и полного дня с 7-00 до 19-00, выходные: суббота, воскресенье, праздничные дни. 1.6. Основными задачами организации деятельности групп комбинированной направленности являются: - создание условий для инклюзивного образования детей с ОВЗ; - реализация адаптированной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом характера нарушения в развитии детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; - осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении; - интеллектуальное и личностное развитие детей, в том числе детей с ОВЗ с учётом индивидуальных особенностей; - взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей, в том числе детей с ОВЗ; - проведение психопрофилактической и коррекционной работы с членами семьи нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ; - оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, в том числе и детей с ОВЗ; - включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка и поддержка инициатив родителей (законных представителей) в организации программ взаимодействия с семьей; - проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми с ОВЗ; - обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки. 2. Организация деятельности группы комбинированной направленности 2.1. Группа комбинированной направленности в ДОУ открывается по решению учредителя и на основании приказа руководителя ДОУ, при наличии необходимых материально-технических условий и кадрового обеспечения. 2.2. Группа комбинированной направленности открывается в свободном помещении ДОУ, отвечающем требованиям санитарных норм и правилам пожарной безопасности. 2.3. Группа комбинированной направленности оборудуется инвентарем, пособиями согласно требованиям по организации образовательного процесса. 2.4. Режим работы группы комбинированной направленности устанавливается согласно Уставу ДОУ и данного Положения. 2.5. Мониторинг и коррекция развития детей осуществляется штатными педагогами ДОУ. 2.6. Контроль результатов работы группы комбинированной направленности осуществляется администрацией ДОУ и родителями (законными представителями) воспитанников. 2.7 Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, заключаемым в установленном порядке. 2.8. Питание в группе комбинированной направленности организуется в соответствие с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами и в соответствии с утвержденным руководителем меню. 3. Порядок комплектования группы комбинированной направленности 3.1. Порядок комплектования группы комбинированной направленности определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в Уставе ДОУ. 3.2. В группы комбинированной направленности принимаются дети в возрасте от 1 до 7 лет. 3.3. Прием детей с ОВЗ в группу комбинированной направленности может проводиться в течение всего года при наличии свободных мест. 3.4. Перевод детей из группы комбинированной направленности в группы общеразвивающей направленности возможен на основании заявления родителей (законных представителей) и заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее по тексту – ПМПК). 3.5. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и категории детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.6. В группу комбинированной направленности могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы). 3.7. В группу комбинированной направленности направляются дети с тяжелыми нарушениями речи и другие. 3.8. При приеме детей с ОВЗ в группу комбинированной направленности ДОУ обязано обеспечить необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. 3.9. Основанием для зачисления в группу комбинированной направленности является: - письменное заявление родителей (законных представителей) на имя заведующей ДОУ; - заключение ПМПК для детей с ОВЗ. 3.10. Длительность пребывания в группе комбинированной направленности ребенка с ОВЗ определяется ПМПК. 4. Организация образовательной деятельности 4.1. Образовательная деятельность организуется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной образовательной программой, и индивидуальный образовательный маршрут речевого развития ребенка на каждого ребёнка с ОВЗ. 4.2. Образовательная программа дошкольного образования (далее – программа), определяет содержание и организацию образовательного процесса для дошкольников без особенностей развития и детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в развитии детей. Адаптированная образовательная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и его социальную адаптацию. Индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка с ОВЗ носит индивидуальный характер, определяет содержание и организацию образовательного процесса одного конкретного ребенка с учётом недостатков в развитии. 4.3. Образовательная деятельность в группе комбинированной направленности включает гибкое содержание и педагогические технологии, обеспечивающие индивидуальное, личностно-ориентированное развитие для дошкольников без особенностей развития и детей с ОВЗ, выполнение федерального государственного образовательного стандарта. 4.4. Организация воспитательной работы предусматривает создание условий для развития различных видов деятельности с учётом состояния здоровья детей. 5. Организация деятельности педагогического персонала в группе комбинированной направленности. 5.1. Воспитатель: - создаёт оптимальные условия для амплификации развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сферы, развития позитивных качеств личности каждого ребенка, его оздоровление; - планирует (совместно со специалистами) проведение образовательной деятельности со всей группой детей, включая воспитанников с ОВЗ; - соблюдает преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальных образовательных маршрутов на каждого ребёнка с ОВЗ; - обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику ОВЗ с учетом рекомендаций специалистов; - консультирует родителей (законных представителей) детей с ОВЗ по вопросам воспитания ребенка в семье; - ведёт необходимую документацию, определенную п. 9 настоящего положения. 5.2. Музыкальный руководитель: - развивает музыкальные способности, эмоциональную сферу и творческой потенциал воспитанников. - взаимодействует со специалистами группы комбинированной направленности по вопросам организации совместной образовательной деятельности всех детей; - проводит образовательную деятельность со всеми воспитанниками группы комбинированной направленности (в том числе совместно с другими специалистами: педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и др.); - консультирует родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств; - ведёт необходимую документацию, определенную п. 9 настоящего положения. 6. Права и обязанности участников образовательной деятельности 6.1. Участниками образовательной деятельности группы комбинированной направленности являются дети, их родители (законные представители) и педагогические работники. 6.2. При приеме детей в группу комбинированной направленности руководитель ДОУ обязан ознакомить родителей (законных представителей) с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса. 6.3. Взаимоотношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в группе комбинированной направленности, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в группе комбинированной направленности ДОУ. 6.4. Педагогический персонал ДОУ проводит комплексную коррекционную работу в группе комбинированной направленности с учетом состояния здоровья детей ОВЗ по индивидуальному плану. 6.5. Заведующий ДОУ, работники администрации и специалисты осуществляют систематический контроль и несут персональную ответственность за организацию и проведение комплекса коррекционных, медико-профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на коррекцию отклонений в состоянии здоровья детей. 6.6. Права работников ДОУ и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, Уставом и трудовым договором. 6.7. Педагогические работники обязаны: - выполнять образовательную программу для детей дошкольного возраста, адаптированную образовательную программу для детей с ОВЗ и индивидуальный образовательный маршрут на каждого ребёнка с ОВЗ; - знать специфику развития ребенка, особенности режима и организации дошкольного образования; - не допускать перегрузки воспитанников; - оформлять документацию, определенную п. 9 настоящего положения. 6.8. Педагогические работники имеют право на: - развитие и поддержку своей профессиональной квалификации; - свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, дидактических пособий и материалов, педагогических методов диагностики развития воспитанников; - аттестацию в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; - участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом; - защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации. 6.9. Педагогические работники несут ответственность за: - качественное и своевременное выполнение всех закрепленных за ними основных функций и задач; - систематизацию и обеспечение сохранности документального фонда; - полноту, достоверность и своевременность предоставляемой информации; - присвоение грифов конфиденциальности документам и информации в соответствии с установленными правилами; - правильность разработки и осуществления мероприятий, направленных на решение конкретных вопросов деятельности; - рациональную организацию труда, правильность применения положений, тех или иных инструктивных документов образовательного учреждения; - соблюдение установленных правил внутреннего трудового распорядка, правил техники безопасности, трудовой дисциплины и др. - неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, в соответствии с действующим трудовым законодательством; - здоровье и физическое развитие детей, проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима; - правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством; - причинение материального ущерба в соответствии с действующим законодательством; - нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, правил противопожарной безопасности и техники безопасности. -соблюдение антитеррористического режима при проведении образовательного процесса. 6.13. Воспитанники имеют право: - на получение бесплатного дошкольного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; - на обучение по основной образовательной программе дошкольного образования, адаптированным образовательным программам для детей с ОВЗ; - охрану жизни и здоровья; - защиту от всех форм физического и психического насилия; - защиту и уважение их человеческого достоинства; - свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений; - удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе и др.) в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями развития; - развитие творческих особенностей и интересов; - на получение оздоровительных, медико-профилактических процедур и мероприятий. 6.14. Родители (законные представители) имеют право: - защищать законные права и интересы детей; - принимать участие в педагогических советах; - участвовать в управлении ДОУ в соответствии с Уставом; - требовать предоставления воспитаннику присмотра, ухода, охраны и укрепления его здоровья, воспитания и обучения на условиях, предусмотренных договором между ДОУ и родителями (законными представителями); - на льготы и компенсации. 6.15. Родители (законные представители) обязаны: - выполнять Устав ДОУ; - приводить воспитанника в ДОУ в опрятном виде: чистой одежде и обуви с учетом местных сезонных, возрастных, индивидуальных особенностей воспитанника; - информировать ДОУ о предстоящем отсутствии ребенка; - выполнять требования образовательного учреждения; - ставить педагогов в известность о рекомендациях врача, особенности режима; - поддерживать интересы ребенка к образованию; - обязанности родителей (законных представителей) закрепляются в договоре, заключенном между ДОУ и родителями (законными представителями). 6.16. Администрация ДОУ обязана: - создать условия для организации дошкольного образования детей в группе комбинированной направленности; - контролировать выполнение образовательной программы; -контролировать выполнение адаптированной образовательной программ для детей с ОВЗ и индивидуальных образовательных маршрутов на каждого ребёнка с ОВЗ санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий. 7. Штаты и руководство. 7.1. В штатное расписание дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающее воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития в группах комбинированной направленности могут быть введены должности учителейлогопедов, педагогов-психологов, учителей – дефектологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели. 7.2. Руководство групп комбинированной направленности обеспечивает заведующий ДОУ. 8. Механизм финансирования группы комбинированной направленности 8.1. Расходы на содержание детей групп комбинированной направленности финансируются за счет средств местного бюджета. 8.2. Группы комбинированной направленности финансируются по соответствующим нормативам финансирования групп комбинированной направленности. 8.3. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в группе комбинированной направленности, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации и системой оплаты за детский сад, в соответствии с Решениями и Постановления Администрации г. Азова и Управлением образования. 9. Документация 9.1. Документами, регулирующими дошкольное образование детей в группе комбинированной направленности, являются: - образовательная программа дошкольного образования; - адаптированная образовательная программа; - индивидуальный образовательный маршрут развития ребёнка с ОВЗ; - заявление родителей (законных представителей); - коллегиальное заключение ПМПК с указанием рекомендаций для детей с ОВЗ; - приказ руководителя образовательного учреждения об организации деятельности группы комбинированной направленности; - табель посещаемости воспитанников группы комбинированной направленности; - планирование образовательной деятельности группы комбинированной направленности; - перспективный план коррекционной работы (групповой и индивидуальный). 9.2. Документация воспитателей: - планирование организации совместной образовательной деятельности всех воспитанников группы комбинированной направленности; - план реализации АОП для детей с ОВЗ и индивидуального образовательного маршрута на каждого ребёнка с ОВЗ; - результаты педагогической диагностики; - аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы. В конце учебного года составляется аналитический отчет о результатах коррекционной работы. 9.3. Документация музыкального руководителя: - план работы музыкального руководителя в группах комбинированной направленности; - результаты педагогической диагностики; - аналитический отчет о результатах работы за год.