1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о группе компенсирующей направленности для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – Положение) МБДОУ № 2 г. Азова (далее – МБДОУ) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 25 декабря 2023 года; Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» с изменениями от 08 ноября 2022 года; Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3638-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», а также Уставом МБДОУ № 2 г. Азова и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность МБДОУ. 1.2. Данное Положение определяет цель, задачи и порядок комплектования группы детей, порядок организации образовательной деятельности в группах для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), представляет участников коррекционно-образовательной деятельности в группе и их перечень документации. 1.3. В группе компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР (далее – группа) осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей из психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. 1.4. Коррекционно-развивающая работа в группе проводится специалистами МБДОУ с письменного согласия родителей (законных представителей). 1.5. Основными формами организации работы с детьми, нуждающимися в помощи. Являются индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия коррекционно-образовательной деятельности. 1.6. Отношения между МБДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором и допсоглашением, заключаемыми в установленном порядке. 2. Цель и задачи группы компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР. 2.1. Целью организации образовательной деятельности в группе в МБДОУ, обозначенной в положении, является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ТНР. 2.2. К основным задачам реализации образовательной деятельности в группе в МБДОУ относится: ✔ разработка и реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования; ✔ организация комплексной помощи воспитанникам МБДОУ по коррекции тяжелых нарушений речи; ✔ своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, имеющих ТНР. ✔ обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи воспитанникам, имеющим ТНР, с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей; ✔ обеспечение взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников МБДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим нарушения речи. ✔ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ТНР, в том числе их эмоциональное благополучие; ✔ обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников МБДОУ по преодолению у ребенка ТНР; ✔ повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих ТНР. 3. Порядок комплектования группы компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР в МБДОУ. 3.1. Прием детей в МБДОУ осуществляется в течение всего календарного года при наличии свободных мест, согласно разработанному и утвержденному Положению о порядке приема, перевода, отчисления и восстановление воспитанников в МБДОУ. 3.2. Комплектование группы осуществляется в соответствии с приказом заведующего МБДОУ на основании следующих документов: ✔ заключения психолого-медико-педагогической комиссии; ✔ заявления родителей (законных представителей). 3.3. Комплектование групп осуществляется с учетом диагноза ребенка и их возраста, согласно СП 2.4.3648-20. 3.4. Количество детей в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР составляет: ✔ 6 детей в возрасте до 3 лет; ✔ 10 детей в возрасте старше 3 лет. 3.5. Количество детей в группах компенсирующей направленности для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи: ✔ 12 детей в возрасте старше 3 лет. 3.6. Допускается организовывать разновозрастные группы компенсирующей направленности для детей от 2 месяцев до 3 лет и от 3 лет и старше с учетом возможности МБДОУ в них режима дня, соответствующего анатомофизиологическим особенностям детей каждой возрастной группы, с предельной наполняемостью 6 и 12 человек соответственно. 3.7. Сроки реализации коррекционной работы в группе зависят от степени выраженности речевых нарушений ребенка, динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 3 лет. 3.8. Во время пребывания в группе, в случае отсутствия положительной динамики коррекционной работы, воспитанник МБДОУ может быть направлен на повторное обследование специалистами ТПМПК для получения рекомендаций по выбору дальнейших направлений коррекционно-педагогической помощи. В случае отказа родителей (законных представителей) ребенка от рекомендованной специалистами ТПМПК дальнейшей образовательной траектории, педагоги МБДОУ не несут ответственности за полное устранение дефекта ребенка. 3.9. Отчисление воспитанников из группы компенсирующей направленности для детей с ТНР осуществляется на основании решения ТПМПК и оформляется приказом заведующего МБДОУ. 4. Организация деятельности группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. 4.1. Группа является структурной единицей МБДОУ. 4.2. Режим работы МБДОУ – пятидневная рабочая неделя. Максимальная продолжительность пребывания воспитанников в МБДОУ – с 7.00 до 19.00. 4.3. Помещение группы соответствует требованиям санитарных норм и правилам пожарной безопасности. 4.4 Распорядок дня для воспитанников группы устанавливается с учетом требований АОП для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и рекомендаций, действующих СанПиН. 4.5. Планирование всего объема работы определяется целыми и задачами коррекционно-развивающей деятельности в соответствии с требованиями АОП с учетом рекомендаций СанПиН. 4.6. Коррекционно-развивающие занятия проводятся специалистами МБДОУ по подгруппам, группам в соответствии с АОП для обучающихся с ТНР. 4.7. Индивидуальные коррекционные занятия проводятся вне занятий, предусмотренных АОП дошкольного образования для обучающихся с ТНР с учетом режима работы МБДОУ и психофизических особенностей развития детей дошкольного возраста. 4.8. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет: ✔ Для детей от 1.5 до 3 лет – не более 10 мин; ✔ Для детей от 3 до 4 лет – не более 15 мин; ✔ Для детей от 4 до 5 лет – не более 20 мин; ✔ Для детей от 5 до 6 лет – не более 25 мин; ✔ Для детей от 6 до 7 лет – не более 30 мин. 4.9. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет: ✔ С нарушением произношения от дельных звуков от 3 до 9 месяцев (примерно от 45 до 60 часов); ✔ С фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи – от 4 до 9 месяцев (от одного полугодия до целого года), примерно от 45 до 60 часов; ✔ С общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи от 1.5 до 2х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено. 4.10. Ответственность за посещение воспитанниками занятий в группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели группы, администрация МБДОУ. 5. Участники коррекционно-образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. 5.1. При получении дошкольного образования детьми с ОВЗ в группах компенсирующей направленности в штатное расписание МБДОУ вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель. 5.2. Педагоги МБДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ, и контролируют их родителей (законных представителей) по вопросам развития речи. 5.3. Специалисты МБДОУ проводят занятия строго по расписанию, утвержденному заведующим МБДОУ. 5.4. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и интересы детей, принимать участие в деятельности МБДОУ в соответствии с его Уставом, знакомиться с материалами обследования детей, характером коррекционных методов их обучения. 6. Форма учета деятельности и отчетности специалистов группы компенсирующей направленности. 6.1. В перечень основной документации специалистов группы компенсирующей направленности входит: ✔ Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ТНР в МБДОУ; ✔ Копия заключения ТПМПК; ✔ Речевые карты (учитель-логопед); ✔ Карты психоэмоционального развития детей (педагог-психолог); ✔ Перспективный план работы; ✔ Календарный план работы (учитель-логопед); ✔ Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка (учитель-логопед); ✔ Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы; ✔ Индивидуальные тетради ребенка (учитель-логопед); ✔ Циклограмма работы специалиста на учебный год. 6.2. Речевая карта, протокол обследования ребенка, карта психоэмоционального развития заполняется специалистами коррекционного звена на воспитанника в ходе всестороннего обследования в начале учебного года. 6.3. В течение учебного года проводится промежуточное обследование, результаты которого фиксируются в речевую карту, протоколы обследования ребенка и карту психоэмоционального развития. 6.4. Перспективный план работы составляется с учетом возраста и структуры речевых нарушений. 6.5. Календарный план работы фиксирует дату, тему фронтального или подгруппового занятия (в соответствии с перспективным планированием), цель. Форма календарного плана выбирается специалистом. 6.6. Индивидуальный маршрут речевого развития ребенка составляют на основе анализа результатов обследования. Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя группы содержит задание специалистов, рекомендации по их выполнению, примечания воспитателей группы. 6.7. Индивидуальные тетради ребенка оформляются на каждого ребенка группы. В них записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на коррекционно-развивающих занятиях. Специалисты вправе использовать печатные рабочие тетради для индивидуальной работы с детьми. В конце рабочей недели индивидуальные тетради передаются родителям (законным представителям) для домашних занятий в выходные дни, так как качество коррекционной работы во многом зависит от совместной работы специалистов и родителей (законных представителей). 7. Руководство и контроль деятельности группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. 7.1. Систематический контроль и персональную ответственность за правильную организацию в группах образовательной деятельности и проведение всего комплекса мероприятий осуществляет заведующий МБДОУ. 7.2. Права и обязанности педагогического и обслуживающего персонала группы определяются действующими в МБДОУ, должностными инструкциями и другими локальными актами. 7.3. Учебно-методическое руководство осуществляет старший воспитатель. 8. Заключительные положения. 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом МБДОУ, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего МБДОУ. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.8.1 настоящего Положения. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.