1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ в МБДОУ № 2 г. Азова (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ с изменениями от 25 декабря 2023 года (п. 28 ст. 2, п. 6, ст. 28, п.п. 1-4 ст.79), Приказом Миобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» с изменениями от 8 ноября 2022 года, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», приказом Минпросвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» с изменениями от 25 октября 2023 года, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года №181-ФЗ с изменениями от 10 июля 2023 года, а также Уставом МБДОУ № 2 г. Азова (далее – МБДОУ) и другими нормативно правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность учреждения. 1.2. Данное Положение устанавливает цель и задачи по разработке адаптированной образовательной программы дошкольного образования (АОП ДО) для обучающихся с ОВЗ, требования к её структуре, порядок разработки и утверждения в МБДОУ, условия реализации, определяет права и обязанности участников адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ОВЗ в МБДОУ. 1.3. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования (АОП ДО) - образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных воспитанников. 1.4. АОП ДО – нормативный документ МБДОУ, созданный группой педагогов на базе ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится воспитанник. При этом адаптированию и модификации подлежат: - образовательная программа дошкольного образования учреждения; -индивидуальные рабочие тетради; - электронные средства и формы организации обучения и воспитания; - формы организации образовательной деятельности; -способы образовательной работы с воспитанниками, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и др.) 1.5. АОП ДО разрабатывается самостоятельно МБДОУ на основании ФГОС ДО и с учетом ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ. 1.6. Адаптация образовательной программы дошкольного образования осуществляется с учетом рекомендаций ТПМПК, индивидуальной программы реабилитации инвалида (или ребенка с ОВЗ) по следующим направлениям деятельности: - анализ и подбор содержания; - изменение структуры и временных рамок; - использование разных форм, методов и приемов организации образовательной деятельности и включает в себя: ✔ анализ требований ФГОС ДО, содержания примерных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья; ✔ учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ, в том числе с инвалидностью (по представленным родителями (законных представителей) документам); ✔ проектирование необходимых структурных составляющих адаптированной образовательной программы; ✔ определение временных границ освоения АОП ДО; ✔ при проектировании АОП ДО указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания программы; ✔ определение содержания, планирование форм реализации АОП ДО; ✔ планирование участия в реализации АОП МБДОУ различных специалистов (воспитателей, педагога психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.) 1.7. Особое внимание следует обратить на возможность включения в реализацию АОП ДО родителей (законных представителей) воспитанника с ОВЗ или группы дошкольников с ОВЗ со схожими нарушениями развития. 1.8. Решение о переводе воспитанника с ОВЗ на АОП ДО принимается на основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и по заявлению и согласию родителей (законных представителей). 1.9. Завершается освоение АО ДО в том случае, если воспитанник соответствует целевым ориентирам дошкольного образования (возрастных характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах дошкольного детства и к концу дошкольного образования) или решение ТПМПК. 1.10. ППк МБДОУ ежегодно утверждает АОП ДО для воспитанников с ОВЗ (в том числе с инвалидностью) и (или) группы дошкольников с ОВЗ. 1.11. АОП ДО разрабатывается рабочей группой педагогических работников, рассматривается Педагогическим советом МБДОУ и согласовывается с родителями (законными представителями) воспитанника с ОВЗ, ребенка-инвалида утверждается заведующим МБДОУ. 2. Цель и задачи АОП ДО. 2.1. Целью АОП ДО является планирование, организация и контроль адаптированных образовательных программ дошкольного образования МБДОУ. 2.2. AOII ДО определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники с ОВЗ, имеющие различные нарушения в развитии, оптимально распределяет время по темам. 2.3. АОП ДО способствует совершенствованию методики проведения образовательной деятельности воспитанников, активизирует их познавательную деятельность, развитие творческих способностей, что способствует применению современных образовательных технологий. 2.4.АОП ДО выполняет следующие основные функции: - нормативную - документ, на основе которого осуществляется контроль освоения программы воспитанниками; - информационную - позволяет получить представление о целях содержания, последовательности и сроках изучения образовательной программы; - методическую - определяет пути достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, используемые методы, образовательные технологии; - организационную - определяет основные направления деятельности педагогического коллектива и воспитанников, формы их взаимодействия, использование средств для образовательной деятельности. 2.5. Адаптированная образовательная программа должна отвечать следующим характеристикам: - целостность - обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели; - актуальность - ориентация на потребности сегодняшнего дня системы образования детей с ОВЗ; - прогнозируемость - способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения; - рациональность - определение таких способов достижения цели, которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат; - контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки; - корректируемость - своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения. 3. Требования к структуре АОП ДО. Компонентный состав структуры АОП ДО для воспитанников с ОВЗ: 3.1. Титульный лист АОП содержит: - информацию о МБДОУ, о том, когда и кем рассмотрена, принята и утверждена АОП ДО; - гриф согласования АОП ДО с родителями (с указанием даты, ФИО родителя (законного представителя) ребенка с ОВЗ); - гриф рассмотрения АОП ДО (с указанием даты проведения и номера протокола заседания Педагогического совета); - гриф утверждения программы заведующим дошкольным образовательным учреждением (с указанием даты и (или) номера приказа); - полное наименование АОП ДО с указанием категории детей, для которых она разрабатывается; - информация об авторах, разработчиках АОП ДО (ФИО педагога(-ов), возможно указание стажа работы, категории); - год составления АОП ДО. 3.2. Структура АОП ДО должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной программы дошкольного учреждения и содержать три раздела: - целевой; - содержательный; - организационный. 3.3. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает: - пояснительную записку; - планируемые результаты освоения воспитанниками АОП; - систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОП. Пояснительная записка АОП содержит: - цели и задачи реализации программы для детей с ОВЗ; - общую характеристику АОП, в том числе нормативные документы, на основании которых она разработана; - категории детей с ОВЗ; - примерные и/или комплексные программы общего образования, включая программы для обучения и воспитания детей с ОВЗ; - принципы и подходы к формированию АОП, значимые для разработки и реализации АОП, в том числе специальные; - психолого-педагогическую характеристику воспитанников с ОВЗ; - описание особых образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ; - планируемые результаты освоения АОП, критерии оценивания качества освоения программ дошкольного образования. 3.4. Содержательный раздел содержит: - описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие; в соответствии с направлениями развития воспитанника, представленными в образовательных областях; - описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АОП с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей, возможностей и интересов, особых образовательных потребностей, описание взаимодействия взрослых с детьми; - описание предметно-пространственной образовательной среды воспитанников; - характер взаимодействия с педагогическим работником; - характер взаимодействия с другими детьми; - система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; - программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает цели и задачи коррекционной работы с детьми, описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки детей с ОВЗ, включающей комплексное обследование, мониторинг динамики развития, коррекционную работу, механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы, планируемые результаты коррекционной работы. 3.5. Организационный раздел включает: - психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ОВЗ; - описание материально-технических условий, необходимых для данного ребенка с ОВЗ, инвалидностью; - особенности организации развивающей предметно-пространственной среды; - организация развивающей предметно-пространственной среды; - кадровые условия реализации программы, предусматривающие общую целевую и единую стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие); Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4244 - индивидуальный учебный план; - распорядок или режим дня; - распорядок коррекционно-развивающих занятий со специалистами; - перечень нормативных и нормативно-методических документов и литературных источников (обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, в том числе адаптированными к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, и детей-инвалидов). 3.6. Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей с ОВЗ. 4. Порядок утверждения и внесения изменений в АОП ДО. 4.1. Адаптированная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается психолого-педагогическими консилиумом МБДОУ в соответствии с ФАОП ДО и настоящим Положением и представляется для рассмотрения на Педагогический совет МБДОУ. 4.2. АОП ДО рассматривается на заседании Педагогического совета, результаты рассмотрения заносятся в протокол, затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с родителями (законными представителями) воспитанника с ОВЗ. 4.3.АОП ДО утверждается заведующим МБДОУ. В случае несоответствия АОП и образовательной программы установленным требованиям производится доработка программы. 4.4. АОП ДО может изменяться и дополняться по решению Педагогического совета МБДОУ. 4.5. Основания для внесения изменений: - обновление системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание дошкольного образования); - предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном году; - предложения Педагогического совета, администрации МБДОУ; - рекомендации специалистов ППк. 4.6. Дополнения и изменения в АОП могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменений АОП ДО корректируются в виде новой редакции программы. 5. Условия реализации адаптированной образовательной программы 5.1. Реализация АОП должна предусматривать создание в МБДОУ специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории лиц с ОВЗ. 5.2. Для реализации АОП должны быть созданы следующие условия: - по учету особенностей воспитанника, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогической деятельности, в применении специальных методов и средств воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических); - по реализации коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогамипсихологами, его психологическое сопровождение; - по предоставлению воспитаннику с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи; - по привлечению родителей (законных представителей) в коррекционнопедагогическую деятельность. 6. Права и обязанности родителей. 6.1. Родители (законные представители) имеют право: - защищать права и законные интересы ребенка в МБДОУ; - знакомиться с АОП, вносить предложения, изменения в программу с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии); - знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с результатами диагностики индивидуального развития своих детей. 6.2. Родители (законные представители) несовершеннолетних детей обязаны: - обеспечить получение детьми дошкольного образования; - соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий с детьми, порядок регламентации образовательных отношений между дошкольным образовательным учреждением и воспитанником и (или) их родителями (законными представителями), а также оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений; - уважать честь и достоинство работников учреждения. 7. Права и обязанности педагогов МБДОУ. 7.1. Педагоги имеют право: - принимать участие в разработке АОП; - вносить предложения на заседания ППк по корректировке АОП по результатам промежуточного мониторинга индивидуального развития ребенка; - взаимодействовать с родителями (законными представителями ребенка) в целях реализации АОП. 7.2. Педагоги обязаны: - обеспечивать реализацию утвержденной АОП; - соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; - учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья; Источник: https://ohrana-tryda.com/node/4244 - педагогам запрещается распространять информацию о ребенке, посторонним людям, не имеющим отношения к реализации АОП; - педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. 8. Ответственность и контроль, хранение АОП ДО. 8.1. Ответственность за полноту и качество реализации АОП возлагается на педагогов дошкольного образовательного учреждения. 8.2. Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOП возлагается на заведующего МБДОУ. 8.3. АОП хранится в группе, которую посещает ребенок с ОВЗ. 8.4. К АОП имеют доступ все педагогические работники и администрация детского сада. 9. Заключительные положения. 9.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете МБДОУ и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего МБДОУ. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.