ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 от 28.08.2023 ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 г. Азова 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с: • Федеральным законом от 02.06.1999 № 248-СФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»; • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3638-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» • приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» • Устав МБДОУ № 2 г. Азова. 1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР). 1.3. Группа компенсирующей направленности (далее – группа) создается для воспитания и обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются нарушения познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная истощаемость, функциональная недостаточность ряда высших психических функций, эмоциональная неустойчивость. 1.4. Группа создается в целях развития интеллектуального, эмоционального и социального потенциала детей с ЗПР, формирования их позитивных личностных качеств, компенсации первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в развитии, формирования готовности к обучению в школе. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2.1. Группа компенсирующей направленности комплектуется в соответствии с рекомендациями ТПМПК г. Азова и приказом Управления Образования г. Азова «О формировании групп компенсирующей направленности в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях г. Азова» 2.2. Зачисление в группу осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании заявления и дополнительного соглашения к договору между МБДОУ № 2 г. Азова и родителями (законными представителями). 2.3. В группу принимаются дошкольники с ЗПР в возрасте от 4 до 7 лет. 2.4. При наличии свободных мест прием в группу может проводиться в течение всего года 2.5. Не подлежат приему в указанные группы дети, имеющие следующие клинические формы и состояния: - умственная отсталость; - выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; - выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы; - шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; - соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации; - частые судорожные припадки, требующие систематического наблюдения и лечения 2.6. Если в период пребывания ребенка в группе выявляются вышеперечисленные противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен ТПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута. 2.7. Воспитанники группы, испытывающие затруднения в освоении образовательной программы, с согласия родителей (законных представителей) могут быть повторно направлены в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.); на ТПМПК для получения рекомендаций по выбору дальнейших вариантов коррекционно-педагогической работы с ними. 2.8. По окончании срока пребывания в МБДОУ на основании заключения ТПМПК, ребенок направляется в общеобразовательную школу. При необходимости перевода ребенка в специальный (коррекционный) класс оформляются документы на ТПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения. 2.9. Группа компенсирующей направленности ликвидируется приказом УО г. Азова и при условии отсутствия детей с задержкой психического развития. 2.10. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе для детей с ЗПР несут родители (законные представители), учитель-дефектолог, учительлогопед, педагог- психолог, воспитатели и администрация МБДОУ. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ 3.1. Содержание образования в группе для детей с ЗПР определяется в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с задержкой психического развития, разработанной МБДОУ № 2 г. Азова на основе ФАОП для обучающихся с ОВЗ. 3.2. Группа обеспечивается помещением, оборудованием и пособиями в соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающего обучения. 3.3. Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: средняя группа (дети пятого года жизни) – 40 минут; старшая группа (дети шестого года жизни) – 75 минут; подготовительная к школе группа (дети седьмого года жизни) – 90 минут. Продолжительность организованной образовательной деятельности: для детей 5-го года жизни – не более 20 мин; для детей 6-го года жизни – не более 25 мин; для детей 7-го года жизни – не более 30 мин. С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки, перерывы не менее 10 минут. Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня: в средней группе не превышает 40 минут; в старшей и подготовительной к школе группах – 50 минут и 60 минут соответственно. Организованная образовательная деятельность преимущественно проводится в первой половине дня, для детей старшего дошкольного возраста может проводиться во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю, преимущественно художественно-продуктивного или двигательного характера. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственной нагрузки детей, проводится только в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Также строго регулируется сочетание видов образовательной деятельности, с целью профилактики утомления детей. Длительность - не более 20-30 минут в зависимости от возраста. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера организуется динамическая пауза. Организованная образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на образовательную деятельность. 3.4. В группе компенсирующей направленности организованная образовательная деятельность проводится по подгруппам (5-7 детей), малыми подгруппами (2-3 ребенка) и индивидуально. Организованная образовательная деятельность по развитию музыкальности и физической культуре проводятся со всей группой. Вся психолого-педагогическая работа ДО строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными особенностями воспитанников. 3.5. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся подгрупповые и индивидуальные коррекционные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда и учителя-дефектолога. 4. РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР 4.1. Руководитель МБДОУ осуществляет систематический контроль за правильную организацию в группе образовательного процесса. 4.2. Заведующий МБДОУ № 2 г. Азова: - обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы; - формирует кадры воспитателей для работы с детьми с ЗПР, имеющих педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и опыт работы с детьми дошкольного возраста. - обеспечивает кабинет специалистов специальным оборудованием, методической литературой. 4.3. Старший воспитатель МБДОУ осуществляет научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителю – дефектологу, учителюлогопеду, педагогу - психологу. 4.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом коррекционной работы осуществляется на городском методическом объединении педагогическими работниками, на курсах повышения квалификации, семинарах, вебинарах и т.д. 5. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА. 5.1. Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие ЗПР, их родители (законные представители), педагоги и специалисты МБДОУ. Родители (законные представители): - имеют право защищать законные права и интересы ребенка; - принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом, - знакомиться с характером коррекционных методов обучения детей; - взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению у ребенка ЗПР. 5.2. Педагоги МБДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции задержки психического развития, консультируют родителей (законных представителей) по вопросам коррекции. 5.3. Учитель-дефектолог является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы: - проводит первичное обследование уровня актуального психического развития воспитанников МБДОУ; - заполняет карту развития на каждого воспитанника группы для детей с ЗПР; - определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в группе для детей с ЗПР; - планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы ЗПР; - самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы, составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ЗПР, их интеграцию в МБДОУ; - осуществляет отслеживание динамики устранения ЗПР у воспитанников группы для детей с ЗПР, корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы коррекционной помощи; - взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) МБДОУ: по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ЗПР; по вопросам освоения адаптированной основной образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР; - проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей группы для детей с ЗПР; - осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, ТПМПК; - контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ЗПР коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса, дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей; - ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы; - составляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы для детей с ЗПР; - оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по профилактике отклоняющегося от возрастной нормы развития детей дошкольного возраста, дает необходимые рекомендации. 5.4. Воспитатель группы для детей с ЗПР: - создает предметно- пространственную развивающую среду для преодоления ЗПР воспитанников группы для детей с ЗПР; - проводит мониторинг усвоения содержания адаптированной основной образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР; - планирует и проводит с воспитанниками группы ЗПР: непрерывно образовательную деятельность, в том числе и осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; участвует по заданию учителя-дефектолога в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; - ведет необходимую документацию по планированию и проведению с воспитанниками группы ЗПР; - осуществляет коррекционные мероприятия (по заданию учителя-дефектолога), обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; - взаимодействует с педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы ЗПР по вопросам реализации образовательной программы; - вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников группы ЗПР, обеспечивает заинтересованность в ее результативности; - составляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания адаптированной основной образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР. 5.5. Педагог-психолог: - осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. - взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. - проводит первичное обследование уровня актуального психического развития воспитанников МБДОУ; - заполняет карту развития на каждого воспитанника группы для детей с ЗПР; - определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в группе для детей с ЗПР; - планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы ЗПР; - самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы, составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ЗПР, их интеграцию в МБДОУ; - осуществляет отслеживание динамики устранения ЗПР у воспитанников группы для детей с ЗПР, корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы коррекционной помощи; - взаимодействует с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) МБДОУ: по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ЗПР; по вопросам освоения ООП МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР; - проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей группы для детей с ЗПР; - осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, ТПМПК; - контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ЗПР коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса, дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей; - ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы; - составляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы для детей с ЗПР; - оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законными представителями) по профилактике отклоняющегося от возрастной нормы развития детей дошкольного возраста, дает необходимые рекомендации. 5.6. Музыкальный руководитель: - планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ЗПР образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность»; - проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников; - отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ЗПР; - совместно с учителем-дефектологом и воспитателями группы планирует содержание и проводит с воспитанниками группы для детей с ЗПР занятия по коррекционной ритмике. - проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» воспитанниками группы для детей с ЗПР. - взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам реализации образовательной программы МБДОУ; - ведет необходимую документацию по планированию содержания психологопедагогической работы по освоению детьми группы для детей с ЗПР образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» и образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников группы для детей с ЗПР. - составляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность» образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР. 5.7. Учитель-логопед: - взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам реализации адаптированной основной образовательной программы МБДОУ. -проводит коррекционную работу по устранению речевых нарушений воспитанников группы для детей с ЗПР (при наличии условий). 5.8. Помощник воспитателя (младший воспитатель): - участвует в проведении с воспитанниками группы для детей с ЗПР с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей: процесса организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественномузыкальной, продуктивной, чтения; занятий, организуемых воспитателем; образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; самостоятельной деятельности детей. - создает условия для социальной и трудовой адаптации воспитанников группы для детей с ЗПР; - организует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы для детей с ЗПР их работу по самообслуживанию, оказывает им необходимую помощь; - участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников группы для детей с ЗПР. 5.9. Инструктор по физической культуре: - планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению воспитанниками группы для детей с ЗПР образовательной области «Физическая культура». - совместно с воспитателем группы проводит для детей с ЗПР занятия по физической культуре. - во время проведения занятий по физической культуре регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы для детей с ЗПР. - проводит совместно с воспитателями мониторинг усвоения воспитанниками группы для детей с ЗПР содержания образовательной области «Физическая культура». - взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ. - ведет необходимую документацию по планированию содержания психологопедагогической работы по освоению детьми группы для детей с ЗПР образовательной области «Физическая культура». - составляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания образовательной области «Физическая культура» основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ воспитанниками группы для детей с ЗПР. 5.10. Заведующий МБДОУ: - обеспечивает условия направленные: на коррекцию психофизического развития воспитанников и достижения ими уровня психофизического развития, соответствующего возрастной норме; на профилактику вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих ЗПР; на интеграцию коррекционной помощи и воспитательно-образовательного процесса с воспитанниками, имеющими ЗПР, их социальную адаптацию. - обеспечивает комплектование группы для детей с ЗПР: регистрирует детей, имеющих ЗПР в «Журнале учета детей для зачисления в группу для детей с ЗПР». Ведет журнал в соответствии с требованиями по делопроизводству; утверждает приказом по МБДОУ список детей группы ЗПР. - осуществляет контроль за работой группы для детей с ЗПР. 5.11. Старший воспитатель: - планирует, координирует взаимодействие педагогических работников МБДОУ, родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ЗПР по вопросам освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР МБДОУ № 2 г. Азова. - обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников МБДОУ, педагогической компетентности родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ЗПР в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. - обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий педагогических, медицинских работников МБДОУ и других организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим ОВЗ. - организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы для детей с ЗПР содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ЗПР МБДОУ № 2 г. Азова, результатов коррекционной работы. - контролирует: применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в психофизическом развитии детей; соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной образовательной нагрузки; планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; планирование коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы; динамику устранения ЗПР у воспитанников группы для детей с ЗПР. 6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 6.1. Для работы в группе для детей с ЗПР в штатное расписание вводятся должности специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога из расчета по 1 единице на каждую группу для детей с ЗПР. 6.2. На должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда назначаются лица, имеющие высшее профессиональное образование в области дефектологии. 6.3. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие высшее профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология». 6.4. На должность воспитателя групп для детей с ЗПР назначаются лица, имеющие высшее или среднее специальное педагогическое образование, прошедшие подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. 6.5. Права и обязанности педагогического персонала группы определяются правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ и должностными обязанностями. 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 7.1 Настоящее положение вступает в силу с момента его принятия педагогическим советом и утверждения Приказом заведующего МБДОУ. 7.2. Все изменения в настоящее положение вносятся письменно, после одобрения педагогического совета МБДОУ. 7.3. Настоящее положение действует до его замены или отмены.