ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 28.08.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 2 г. Азова

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
• Федеральным законом от 02.06.1999 № 248-СФ «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»;
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3638-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
• приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№1022 «Об утверждении адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
• Устав МБДОУ № 2 г. Азова.
1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность группы компенсирующей
направленности для детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР).
1.3. Группа компенсирующей направленности (далее – группа) создается для
воспитания и обучения детей с ЗПР, у которых при потенциально сохранных
возможностях
интеллектуального
развития
наблюдаются
нарушения
познавательной
деятельности,
незрелость
эмоционально-волевой
сферы,
повышенная истощаемость, функциональная недостаточность ряда высших
психических функций, эмоциональная неустойчивость.
1.4. Группа создается в целях развития интеллектуального, эмоционального и
социального потенциала детей с ЗПР, формирования их позитивных личностных
качеств, компенсации первичных нарушений и коррекции вторичных отклонений в
развитии, формирования готовности к обучению в школе.
2.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ

2.1. Группа компенсирующей направленности комплектуется в соответствии с
рекомендациями ТПМПК г. Азова и приказом Управления Образования г. Азова «О
формировании групп компенсирующей направленности в муниципальных
бюджетных дошкольных образовательных учреждениях г. Азова»
2.2. Зачисление в группу осуществляется только с согласия родителей (законных
представителей) и на основании заявления и дополнительного соглашения к
договору между МБДОУ № 2 г. Азова и родителями (законными представителями).
2.3. В группу принимаются дошкольники с ЗПР в возрасте от 4 до 7 лет.
2.4. При наличии свободных мест прием в группу может проводиться в течение
всего года

2.5. Не подлежат приему в указанные группы дети, имеющие следующие
клинические формы и состояния:
- умственная отсталость;
- выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
- выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной
природы;
- шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
- соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации;
- частые судорожные припадки, требующие систематического наблюдения и
лечения
2.6. Если в период пребывания ребенка в группе выявляются вышеперечисленные
противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен ТПМПК для
определения дальнейшего образовательного маршрута.
2.7. Воспитанники группы, испытывающие затруднения в освоении образовательной
программы, с согласия родителей (законных представителей) могут быть повторно
направлены в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для
обследования
врачами-специалистами
(невропатологом,
психиатром,
отоларингологом, офтальмологом и др.); на ТПМПК для получения рекомендаций
по выбору дальнейших вариантов коррекционно-педагогической работы с ними.
2.8. По окончании срока пребывания в МБДОУ на основании заключения ТПМПК,
ребенок направляется в общеобразовательную школу. При необходимости перевода
ребенка в специальный (коррекционный) класс оформляются документы на
ТПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного
обучения.
2.9. Группа компенсирующей направленности ликвидируется приказом УО г. Азова
и при условии отсутствия детей с задержкой психического развития.
2.10. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе для детей
с ЗПР несут родители (законные представители), учитель-дефектолог, учительлогопед, педагог- психолог, воспитатели и администрация МБДОУ.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ
3.1. Содержание образования в группе для детей с ЗПР определяется в соответствии
с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с задержкой психического развития, разработанной МБДОУ № 2 г.
Азова на основе ФАОП для обучающихся с ОВЗ.
3.2. Группа обеспечивается помещением, оборудованием и пособиями в
соответствии с возрастом детей и направлением коррекционно-развивающего
обучения.
3.3. Объем образовательной нагрузки в течение недели определен в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки, включая реализацию
дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста
составляет: средняя группа (дети пятого года жизни) – 40 минут; старшая группа

(дети шестого года жизни) – 75 минут; подготовительная к школе группа (дети
седьмого года жизни) – 90 минут.
Продолжительность организованной образовательной деятельности: для детей 5-го
года жизни – не более 20 мин; для детей 6-го года жизни – не более 25 мин; для
детей 7-го года жизни – не более 30 мин.
С целью предупреждения переутомления детей проводятся физкультминутки,
перерывы не менее 10 минут.
Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня: в средней группе
не превышает 40 минут; в старшей и подготовительной к школе группах – 50 минут
и 60 минут соответственно.
Организованная образовательная деятельность преимущественно проводится в
первой половине дня, для детей старшего дошкольного возраста может проводиться
во второй половине дня, но не чаще 2-3 раз в неделю, преимущественно
художественно-продуктивного или двигательного характера.
Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной
активности и умственной нагрузки детей, проводится только в первой половине дня
и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Также строго
регулируется сочетание видов образовательной деятельности, с целью
профилактики утомления детей.
Длительность - не более 20-30 минут в зависимости от возраста. В середине
непосредственно
образовательной
деятельности
статического
характера
организуется динамическая пауза. Организованная образовательная деятельность
физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50%
общего времени, отведенного на образовательную деятельность.
3.4. В группе компенсирующей направленности организованная образовательная
деятельность проводится по подгруппам (5-7 детей), малыми подгруппами (2-3
ребенка) и индивидуально. Организованная образовательная деятельность по
развитию музыкальности и физической культуре проводятся со всей группой. Вся
психолого-педагогическая работа ДО строится с учетом принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
индивидуальными особенностями воспитанников.
3.5. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся подгрупповые и
индивидуальные коррекционные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда
и учителя-дефектолога.
4. РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
4.1. Руководитель МБДОУ осуществляет систематический контроль за правильную
организацию в группе образовательного процесса.
4.2. Заведующий МБДОУ № 2 г. Азова:
- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы;
- формирует кадры воспитателей для работы с детьми с ЗПР, имеющих
педагогическое образование, первую или высшую квалификационную категорию и
опыт работы с детьми дошкольного возраста.

- обеспечивает кабинет специалистов специальным оборудованием, методической
литературой.
4.3. Старший воспитатель МБДОУ осуществляет научно-методическое
сопровождение, консультативную помощь учителю – дефектологу, учителюлогопеду, педагогу - психологу.
4.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом
коррекционной работы осуществляется на городском методическом объединении
педагогическими работниками, на курсах повышения квалификации, семинарах,
вебинарах и т.д.
5. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
5.1. Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие ЗПР, их
родители (законные представители), педагоги и специалисты МБДОУ.
Родители (законные представители):
- имеют право защищать законные права и интересы ребенка;
- принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,
- знакомиться с характером коррекционных методов обучения детей;
- взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению у ребенка
ЗПР.
5.2. Педагоги МБДОУ интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по
диагностике и коррекции задержки психического развития, консультируют
родителей (законных представителей) по вопросам коррекции.
5.3. Учитель-дефектолог является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы:
- проводит первичное обследование уровня актуального психического развития
воспитанников МБДОУ;
- заполняет карту развития на каждого воспитанника группы для детей с ЗПР;
- определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий в группе для детей с ЗПР;
- планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы ЗПР;
- самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы, составляет
индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие
удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ЗПР, их
интеграцию в МБДОУ;
- осуществляет отслеживание динамики устранения ЗПР у воспитанников группы
для детей с ЗПР, корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы
коррекционной помощи;
- взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) МБДОУ: по проведению коррекционной работы с
воспитанниками группы для детей с ЗПР; по вопросам освоения адаптированной
основной образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с
ЗПР;
- проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
воспитания детей группы для детей с ЗПР;

- осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, ТПМПК;
- контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ЗПР
коррекционной
направленности
воспитательно-образовательного
процесса,
дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных,
физиологических, психических и возрастных особенностей;
- ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной
работы;
- составляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы
для детей с ЗПР;
- оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям
(законными представителями) по профилактике отклоняющегося от возрастной
нормы развития детей дошкольного возраста, дает необходимые рекомендации.
5.4. Воспитатель группы для детей с ЗПР:
- создает предметно- пространственную развивающую среду для преодоления ЗПР
воспитанников группы для детей с ЗПР;
- проводит мониторинг усвоения содержания адаптированной основной
образовательной программы МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР;
- планирует и проводит с воспитанниками группы ЗПР:

непрерывно образовательную деятельность, в том числе и осуществляемую в
ходе режимных моментов;

самостоятельную деятельность детей;

участвует по заданию учителя-дефектолога в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с
учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы;
- ведет необходимую документацию по планированию и проведению с
воспитанниками группы ЗПР;
- осуществляет коррекционные мероприятия (по заданию учителя-дефектолога),
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, с учетом
возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы;
- взаимодействует с педагогическими работниками МБДОУ, родителями
(законными представителями) воспитанников группы ЗПР по вопросам реализации
образовательной программы;
- вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников
группы
ЗПР,
обеспечивает
заинтересованность
в
ее
результативности;
- составляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания
адаптированной основной образовательной программы МБДОУ воспитанниками
группы для детей с ЗПР.
5.5. Педагог-психолог:
- осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.
- взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками
МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для
детей с ЗПР по вопросам реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования для детей с ОВЗ.

- проводит первичное обследование уровня актуального психического развития
воспитанников МБДОУ;
- заполняет карту развития на каждого воспитанника группы для детей с ЗПР;
- определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и
подгрупповых занятий в группе для детей с ЗПР;
- планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы ЗПР;
- самостоятельно отбирает методы и приёмы коррекционной работы, составляет
индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие
удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ЗПР, их
интеграцию в МБДОУ;
- осуществляет отслеживание динамики устранения ЗПР у воспитанников группы
для детей с ЗПР, корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы
коррекционной помощи;
- взаимодействует с педагогическими работниками и родителями (законными
представителями) МБДОУ:

по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с
ЗПР;

по вопросам освоения ООП МБДОУ воспитанниками группы для детей с ЗПР;
- проводит мероприятия, направленные на повышение педагогической
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
воспитания детей группы для детей с ЗПР;
- осуществляет связь со специалистами учреждений здравоохранения, ТПМПК;
- контролирует осуществление воспитателями группы для детей с ЗПР
коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса,
дифференцированного воспитания детей с учетом их индивидуальных,
физиологических, психических и возрастных особенностей;
- ведёт необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной
работы;
- составляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы
для детей с ЗПР;
- оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям
(законными представителями) по профилактике отклоняющегося от возрастной
нормы развития детей дошкольного возраста, дает необходимые рекомендации.
5.6. Музыкальный руководитель:
- планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми
группы для детей с ЗПР образовательной области «Художественно-эстетическое
развитие», раздел «Музыкальная деятельность»;
- проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
музыкально-художественной деятельности воспитанников;
- отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения
коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ЗПР;
- совместно с учителем-дефектологом и воспитателями группы планирует
содержание и проводит с воспитанниками группы для детей с ЗПР занятия по
коррекционной ритмике.

- проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие», раздел «Музыкальная деятельность»
воспитанниками группы для детей с ЗПР.
- взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками
МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для
детей с ЗПР по вопросам реализации образовательной программы МБДОУ;
- ведет необходимую документацию по планированию содержания психологопедагогической работы по освоению детьми группы для детей с ЗПР
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел
«Музыкальная деятельность» и образовательной деятельности, осуществляемой в
процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников
группы для детей с ЗПР.
- составляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания
образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», раздел
«Музыкальная деятельность» образовательной программы МБДОУ воспитанниками
группы для детей с ЗПР.
5.7. Учитель-логопед:
- взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками
МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для
детей с ЗПР по вопросам реализации адаптированной основной образовательной
программы МБДОУ.
-проводит коррекционную работу по устранению речевых нарушений
воспитанников группы для детей с ЗПР (при наличии условий).
5.8. Помощник воспитателя (младший воспитатель):
- участвует в проведении с воспитанниками группы для детей с ЗПР с учетом их
возрастных и психофизиологических особенностей:

процесса организации различных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественномузыкальной, продуктивной, чтения;

занятий, организуемых воспитателем;

образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов;

самостоятельной деятельности детей.
- создает условия для социальной и трудовой адаптации воспитанников группы для
детей с ЗПР;
- организует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
группы для детей с ЗПР их работу по самообслуживанию, оказывает им
необходимую помощь;
- участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных
привычек у воспитанников группы для детей с ЗПР.
5.9. Инструктор по физической культуре:
- планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению
воспитанниками группы для детей с ЗПР образовательной области «Физическая
культура».
- совместно с воспитателем группы проводит для детей с ЗПР занятия по
физической культуре.

- во время проведения занятий по физической культуре регулирует физическую
нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы для детей с ЗПР.
- проводит совместно с воспитателями мониторинг усвоения воспитанниками
группы для детей с ЗПР содержания образовательной области «Физическая
культура».
- взаимодействует с учителем-дефектологом, педагогическими работниками
МБДОУ, родителями (законными представителями) воспитанников группы для
детей с ЗПР по вопросам реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования для детей с ОВЗ.
- ведет необходимую документацию по планированию содержания психологопедагогической работы по освоению детьми группы для детей с ЗПР
образовательной области «Физическая культура».
- составляет ежегодный отчет о результативности усвоения содержания
образовательной области «Физическая культура» основной общеобразовательной
программы дошкольного образования для детей с ОВЗ воспитанниками группы для
детей с ЗПР.
5.10. Заведующий МБДОУ:
- обеспечивает условия направленные:

на коррекцию психофизического развития воспитанников и достижения ими
уровня психофизического развития, соответствующего возрастной норме;

на профилактику вторичных отклонений в развитии воспитанников, имеющих
ЗПР;

на интеграцию коррекционной помощи и воспитательно-образовательного
процесса с воспитанниками, имеющими ЗПР, их социальную адаптацию.
- обеспечивает комплектование группы для детей с ЗПР:

регистрирует детей, имеющих ЗПР в «Журнале учета детей для зачисления в
группу для детей с ЗПР». Ведет журнал в соответствии с требованиями по
делопроизводству;

утверждает приказом по МБДОУ список детей группы ЗПР.
- осуществляет контроль за работой группы для детей с ЗПР.
5.11. Старший воспитатель:
- планирует, координирует взаимодействие педагогических работников МБДОУ,
родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ЗПР по
вопросам освоения адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с ЗПР МБДОУ № 2 г. Азова.
- обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических
работников МБДОУ, педагогической компетентности родителей (законных
представителей) воспитанников группы для детей с ЗПР в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста.
- обеспечивает взаимодействие в разработке и реализации коррекционных
мероприятий педагогических, медицинских работников МБДОУ и других
организаций, специализирующихся в области оказания поддержки детям, имеющим
ОВЗ.
- организует проведение мониторинга усвоения воспитанниками группы для детей с
ЗПР содержания адаптированной образовательной программы дошкольного

образования для обучающихся с ЗПР МБДОУ № 2 г. Азова, результатов
коррекционной работы.
- контролирует:

применение педагогических технологий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в психофизическом развитии детей;

соблюдение требований к максимально допустимому объему недельной
образовательной нагрузки;

планирование образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности;

планирование коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и
компенсацию отклонений в развитии, с учетом возрастных и психофизиологических
особенностей воспитанников группы;

динамику устранения ЗПР у воспитанников группы для детей с ЗПР.
6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
6.1. Для работы в группе для детей с ЗПР в штатное расписание вводятся должности
специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога из
расчета по 1 единице на каждую группу для детей с ЗПР.
6.2. На должность учителя-дефектолога, учителя-логопеда назначаются лица,
имеющие высшее профессиональное образование в области дефектологии.
6.3. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющие высшее
профессиональное или среднее профессиональное образование по направлению
подготовки «Педагогика и психология».
6.4. На должность воспитателя групп для детей с ЗПР назначаются лица, имеющие
высшее или среднее специальное педагогическое образование, прошедшие
подготовку на курсах по воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья.
6.5. Права и обязанности педагогического персонала группы определяются
правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ и должностными
обязанностями.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1 Настоящее положение вступает в силу с момента его принятия педагогическим
советом и утверждения Приказом заведующего МБДОУ.
7.2. Все изменения в настоящее положение вносятся письменно, после одобрения
педагогического совета МБДОУ.
7.3. Настоящее положение действует до его замены или отмены.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».