Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 г. Азова Принят решением педагогического совета Протокол № 1 от «27» августа 2024 года МБДОУ № 2 г. Азова 1.А. Максимченко УЧЕБНЫЙ ПЛАН Адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 г. Азова 2024 - 2025 учебный год г. Азов Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы МБДОУ № 2 г. Азова. Нормативное обеспечение учебного плана. Учебный план МБДОУ № 2 г. Азова является нормативным документом, который регламентирует организацию образовательного процесса в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и составлен в соответствии: 1. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 2. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (гл. VI. "Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организация воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи") 3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», гл.2 «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» 4. Приказом Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; 5. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N16 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" 6. Адаптированной образовательной программой МБДОУ №32 г. Азова для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 7 лет. В группе компенсирующей, комбинированной направленности для детей с ТНР коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителемлогопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя логопеда занимаются коррекционно - развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре осуществляют все мероприятия, предусмотренные Программой, занимаются физическим, социальнокоммуникативным, познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей. Основными видами деятельности при реализации Программы являются речевая, коммуникативная и игровая, а основной формой работы с детьми – коррекционно-развивающее занятие. Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя - логопеда. В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагогпсихолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ТНР и этапа коррекционной работы. Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель - логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой. Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют воспитатели и инструктор по физической культуре при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников. Особенности организации коррекционно-развивающей работы. Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода: - I период — сентябрь, октябрь, ноябрь - II период — декабрь, январь, февраль - III период — март, апрель, май Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной педагогической диагностики индивидуального развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения всеми специалистами группы рабочих программ, корректировки адаптированной образовательной программы. На работу с одной подгруппой детей в средней группе отводится 15 минут, в старшей группе отводится 20 минут. В понедельник, среду и пятницу учитель-логопед проводит только индивидуальную работу с детьми или индивидуальные занятия с детьми в присутствии родителей или консультирование родителей во второй половине дня; этот же день отводится для совместных приемов с психологом. Среда удобна для проведения занятий логопедической ритмикой музыкальным руководителем и учителем-логопедом. Вечерние приемы родителей по четвергам логопед назначает по мере необходимости, но не чаще, чем два раза в месяц. Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда во всех возрастных группах занимает индивидуальная работа с детьми. Продолжительность занятий в логопедической группе сокращенная, по сравнению с группами общеразвивающей направленности. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке логопедической группы больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо. В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в последнюю неделю марта — весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. В средней группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с октября по май (включительно) проводится в неделю 10 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 15 минут, по 2 индивидуальных занятия с учителем - логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку. Индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий. В старшей группе компенсирующей для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится в неделю 13 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 20 минут, по 2 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной САНПИН. Индивидуальные занятия с учителем- логопедом и воспитателями в сетку занятий не включаются. В учебном плане предусмотрены дополнительные совместные мероприятия педагога с детьми, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, позволяющие более полно реализовать вариативное обучение и усилить дошкольный компонент через занятия по выбору. Учебный план к адаптированной образовательной программе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Группы компенсирующей направленности Образовательные области Базовый вид деятельности Социально – коммуникативное развитие Социальные отношения, Нравственное воспитание Формирование гражданственности, Патриотическое воспитание Самообслуживание, самостоятельность, Трудовое воспитание Основы безопасного поведения Физическая культура Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Развитие элементарных математических представлений Ознакомление с окружающим миром Конструирование Развитие речи Рисование Лепка Аппликация Художественный труд Музыка Коррекционная логопедическое работа психокоррекционное Общее количество занятий Индивидуальные занятия (в сетку занятий не входят) Учитель – логопед Педагог - психолог Средний дошкольный возраст от 4до 5 лет неделя год Кто проводит Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет неделя год воспитатель Интеграция с другими образовательными областями + образовательная деятельность в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной деятельности. 2 74 2 74 0.5 29 1 37 Инструктор по физической культуре воспитатель - - 1 37 воспитатель 0.5 1 0.5 0.5 2 17 37 19 19 74 1 1 0.5 1 0.5 2 37 37 20 37 17 74 2 1 10 74 37 370 2 1 13 74 37 481 воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель воспитатель музыкальный руководитель учитель - логопед педагог-психолог 3 раза в неделю 2 раза в неделю Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности Базовый вид деятельности Чтение художественной литературы Конструктивно-модельная деятельность Игровая деятельность Общение (ситуативные беседы) при проведении режимных моментов Дежурство Прогулки Самостоятельная игра Познавательно-исследовательская деятельность Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры группа раннего возраста от 2 до 3 лет группа младшего возраста от 3 до 4 лет группа среднего группа старшего группа старшего возраста возраста возраста от 4 до 5 лет от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет ежедневно в ежедневно в ежедневно в ежедневно в ежедневно в совместной совместной совместной совместной совместной образовательной образовательной образовательной образовательной образовательной деятельности деятельности деятельности деятельности деятельности 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю 1 раз в неделю ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно поручения ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 2 раза в день ежедневно 2 раза в день ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно 2 раза в день 2 раза в день 2 раза в день Самостоятельная деятельность детей ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Оздоровительная работа ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно не менее 10 мин не менее 10 мин не менее 10 мин не менее 10 мин не менее 10 мин ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно