ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
Протокол № 1 от 28.08.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад № 2 г. Азова

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) в МБДОУ
№ 2 г. Азова, определяет порядок организации деятельности группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР (далее – группы) МБДОУ № 2
г. Азова и разработано в соответствии с:
•
Федеральным законом от 02.06.1999 № 248-СФ «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»;
•
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
•
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3638-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
•
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022
№1022 «Об утверждении адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья»
•
Устав МБДОУ № 2 г. Азова.
1.2.Группа создается в образовательном учреждении при наличии условий для
функционирования.
1.3. Цель организации группы в образовательном учреждении – создание
целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для
коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими
дошкольных образовательных программ и подготовке детей к успешному
обучению в общеобразовательной школе.
1.4 .Основные задачи группы образовательного учреждения МБДОУ № 2 г. Азова:

коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного
произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков
связной речи;

своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и
письма;

коррекция недостатков эмоционально – личностного и социального
развития;

активизация познавательной деятельности детей;

пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных
представителей);

воспитание у детей стремления преодолевать недостатки в речи, с
сохранением эмоционального благополучия в семье и коллективе.
2 ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ.

2.1. Группа комплектуется в соответствии с рекомендациями ТПМПК г. Азова и
приказом Управления образования г. Азова «О формировании групп
компенсирующей направленности в муниципальных бюджетных дошкольных
образовательных учреждениях г. Азова»
2.2. В группу зачисляются воспитанники, имеющие тяжелые нарушения речи –
это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой
системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических
процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока),
отмечающихся у детей при сохранённом слухе и нормальном интеллекте.
К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная),
дизартрии, ринолалия, заикания, детская афазия и др.
2.3. Обследования речи воспитанников проводится в феврале и сентябре
ежегодно. Обследованные воспитанники регистрируются в журнале регистрации
детей, имеющих речевые недостатки.
2.4. Зачисление в группу проводится с согласия родителей (законных
представителей) на основании заявления и дополнительного соглашения к
договору между МБДОУ № 2 г. Азова и родителями (законными
представителями).
2.5 Группа формируется по возрастному принципу и сходным проблемам в
речевом развитии.
2.6. В группу детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети с алалией,
афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и
подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с четырех лет.
2.7. Приему в группу МБДОУ № 2 г. Азова не подлежат дети, имеющие:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза;
- грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- задержку психического развития.
2.8. Группа ликвидируется Приказом заведующего детским садом и при условии
отсутствия детей с тяжелыми нарушениями речи.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ.
3.1 Содержание образования в группе, направленного на коррекцию развития
речевых навыков детей, определяется в соответствие с адаптированной
образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи, разработанной МБДОУ№ 2 на основе ФАОП для
обучающихся с ОВЗ.
3.2. Форма организации НОД – групповая, подгрупповая (по 4-5 детей) и
индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей,
индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по
характеру и степени выраженности речевые нарушения (результаты
мониторинга). Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от
индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное время во всех
возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и
степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными

психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных
занятий 15 – 20 минут.
Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время
дневной прогулки. Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с
детьми учителем – логопедом не проводится. Занятия с детьми проводятся в
первую половину дня.
Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом
возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а
также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих
задач. Максимально допустимой объем образовательной нагрузки не превышает
нормативы СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Максимальный объем образовательной нагрузки в день:
Возраст

Продолжительность
1 НОД
(в минутах)

Продолжительность
в 1 половине дня
(в минутах)

Продолжительность Всего
во 2 половине дня
(в минутах)

4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет

не более 20
не более 25
не более 30

40
50
60

25
30

40 мин
75 мин.
90 мин

3.3. На каждого ребенка, зачисленного в группу, учитель-логопед заполняет
речевую карту, разрабатывает план индивидуальной работы.
3.4. На работу с одной подгруппой детей в средней группе отводится 15 минут, в
старшей – 20 минут, в подготовительной – 30. В группах компенсирующей
направленности учитель – логопед проводит фронтальную работу 2 раза в неделю,
исходя из возможностей детей. В эти дни подгрупповая работа не проводится. Все
остальное время работы учителя – логопеда занимает индивидуальная работа.
3.5. Между групповыми и подгрупповыми занятиями допускаются перерывы в 10
минут, между индивидуальными занятиями – 5 минут.
3.6. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и
индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда
3.7. Выпуск детей из группы осуществляется ТПМПК г. Азова после окончания
срока коррекционно-логопедического обучения.
3.8. В случаях необходимости уточнения заключения или продления срока
логопедической работы дети с тяжелыми нарушениями речи, с согласия
родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в
соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования
врачами-специалистами
(невропатологом,
психиатром,
отоларингологом,
офтальмологом и др.) или ТПМПК г. Азова.
3.9. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе несут
родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели и заведующий
детским садом.
4 РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ.
4.1. Непосредственное руководство группой осуществляется администрацией
дошкольного образовательного учреждения.
4.2. Заведующий МБДОУ № 2 г. Азова:

- обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы;
- формирует логопедические кадры воспитателей, имеющих первую
квалификационную категорию или высшее педагогическое образование и опыт
работы с детьми старшего дошкольного возраста.
- обеспечивает кабинет учителя – логопеда специальным оборудованием,
методической литературой.
4.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям логопедам, координацию работы городского методического объединения
учителей-логопедов осуществляет руководитель ГМО учителей – логопедов г.
Азова.
4.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом
логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении
учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации, семинарах и др.
5. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГРУППЫ.
Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие тяжелые
нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и специалисты
детского сада.
5.1. Родители (законные представители) имеют право:
- защищать законные права и интересы ребенка;
-принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом,
-знакомиться с характером коррекционных методов обучения детей;
-принимать активное участие по преодолению речевых недостатков.
5.2. Педагоги детского сада интегрировано осуществляют комплекс мероприятий
по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют
родителей (законных представителей) по вопросам развития речи.
5.2.1. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы:
- обследует речь детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе
групп дошкольного образовательного учреждения;
- комплектует подгруппы детей для занятий;
- проводит регулярные занятия с детьми по исправлению тяжелых нарушений
речи, осуществляет в ходе занятий профилактическую работу по
предупреждению нарушений чтения и письма;
- готовит документы для обследования детей в ТПМПК с целью определения
образовательного маршрута;
- осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми
программы дошкольного образовательного учреждения;
- представляет администрации учреждения ежегодный отчет, содержащий
сведения о количестве детей с тяжелыми нарушениями речи и результатах
коррекционно-развивающей работы;
- поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных
учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов
общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в
развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и ППк;

- информирует педагогический коллектив детского сада о задачах, содержании,
работы группы;
- ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей
(законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике
работы по преодолению тяжелых нарушений речи;
- участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов
и методического объединения дошкольного образовательного учреждения;
- повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно
действующим нормативным документам.
5.2.2. Воспитатель группы:
-закрепляет приобретенные навыки;
-отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели,
содержание, технологии в повседневную жизнь детей;
-планирует и организует общеобразовательные занятия.
5.2.3. Педагог-психолог:
-оказывает консультативную помощь родителям и специалистам детского сада,
принимающим участие в воспитании и обучении ребенка;
-внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми,
имеющими недоразвитие речи.
5.2.4. Музыкальный руководитель:
-развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое
и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения;
-участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха;
-стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг.
5.2.5. Инструктор по физической культуре:
- способствует оздоровлению и закаливанию детского организма;
-совершенствует координацию основных видов движения;
-развивает общую и мелкую моторику.
6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
6.1 Кабинет учителя - логопеда размещается в помещении МБДОУ № 2 г. Азова
6.2. Для кабинета выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим
нормам.
6.3. Кабинет обеспечивается специальным оборудованием.
6.4. Ответственность за оборудование кабинета, его санитарное содержание,
ремонт помещения возлагается на администрацию образовательного учреждения.
6.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования
(зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20
граммов этилового спирта в год на одного ребенка с тяжелыми нарушениями
речи.
6.6. Рабочее время учителя-логопеда.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает:
- преподавательскую деятельность (непосредственную работу с детьми);
- экспертную, просветительную, организационно-методическую работу;
- выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических,
методических советов;

- проведение родительских собраний, консультаций, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной
программой;
- организацию и проведение методической, диагностической, консультативной
помощи родителям.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его принятия
педагогическим советом и Утверждения Приказом заведующего детским садом.
7.2. Все изменения в настоящее положения вносятся письменно, после одобрения
педагогического совета детского сада.
7.3. Настоящее Положение действует до его замены или отмены.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».