ПРИНЯТО На педагогическом совете Протокол № 1 от 28.08.2023 ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 г. Азова 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) в МБДОУ № 2 г. Азова, определяет порядок организации деятельности группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (далее – группы) МБДОУ № 2 г. Азова и разработано в соответствии с: • Федеральным законом от 02.06.1999 № 248-СФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»; • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3638-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 №1022 «Об утверждении адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» • Устав МБДОУ № 2 г. Азова. 1.2.Группа создается в образовательном учреждении при наличии условий для функционирования. 1.3. Цель организации группы в образовательном учреждении – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей (первичного характера), в освоении ими дошкольных образовательных программ и подготовке детей к успешному обучению в общеобразовательной школе. 1.4 .Основные задачи группы образовательного учреждения МБДОУ № 2 г. Азова: коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи; своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма; коррекция недостатков эмоционально – личностного и социального развития; активизация познавательной деятельности детей; пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей); воспитание у детей стремления преодолевать недостатки в речи, с сохранением эмоционального благополучия в семье и коллективе. 2 ФОРМИРОВАНИЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. 2.1. Группа комплектуется в соответствии с рекомендациями ТПМПК г. Азова и приказом Управления образования г. Азова «О формировании групп компенсирующей направленности в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях г. Азова» 2.2. В группу зачисляются воспитанники, имеющие тяжелые нарушения речи – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), отмечающихся у детей при сохранённом слухе и нормальном интеллекте. К тяжелым нарушениям речи относятся алалия (моторная и сенсорная), дизартрии, ринолалия, заикания, детская афазия и др. 2.3. Обследования речи воспитанников проводится в феврале и сентябре ежегодно. Обследованные воспитанники регистрируются в журнале регистрации детей, имеющих речевые недостатки. 2.4. Зачисление в группу проводится с согласия родителей (законных представителей) на основании заявления и дополнительного соглашения к договору между МБДОУ № 2 г. Азова и родителями (законными представителями). 2.5 Группа формируется по возрастному принципу и сходным проблемам в речевом развитии. 2.6. В группу детей с тяжелыми нарушениями речи принимаются дети с алалией, афазией, с дефектами речи, обусловленными нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), с четырех лет. 2.7. Приему в группу МБДОУ № 2 г. Азова не подлежат дети, имеющие: - недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; - деменции органического, шизофренического и эпилептического генеза; - грубые нарушения зрения, слуха, двигательной сферы; - нарушения общения в форме раннего детского аутизма; - задержку психического развития. 2.8. Группа ликвидируется Приказом заведующего детским садом и при условии отсутствия детей с тяжелыми нарушениями речи. 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ГРУППЕ. 3.1 Содержание образования в группе, направленного на коррекцию развития речевых навыков детей, определяется в соответствие с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, разработанной МБДОУ№ 2 на основе ФАОП для обучающихся с ОВЗ. 3.2. Форма организации НОД – групповая, подгрупповая (по 4-5 детей) и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности, его функциональное состояние, сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения (результаты мониторинга). Состав подгрупп может меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов каждого ребенка. Все остальное время во всех возрастных группах занимают индивидуальные занятия с детьми. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 – 20 минут. Учитель – логопед может проводить индивидуальные занятия с детьми во время дневной прогулки. Во время физкультурных и музыкальных занятий работа с детьми учителем – логопедом не проводится. Занятия с детьми проводятся в первую половину дня. Режим дня и сетка занятий учителя-логопеда и воспитателя строятся с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей детей данной группы, а также решаемых в процессе обучения и воспитания коррекционно-развивающих задач. Максимально допустимой объем образовательной нагрузки не превышает нормативы СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Максимальный объем образовательной нагрузки в день: Возраст Продолжительность 1 НОД (в минутах) Продолжительность в 1 половине дня (в минутах) Продолжительность Всего во 2 половине дня (в минутах) 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет не более 20 не более 25 не более 30 40 50 60 25 30 40 мин 75 мин. 90 мин 3.3. На каждого ребенка, зачисленного в группу, учитель-логопед заполняет речевую карту, разрабатывает план индивидуальной работы. 3.4. На работу с одной подгруппой детей в средней группе отводится 15 минут, в старшей – 20 минут, в подготовительной – 30. В группах компенсирующей направленности учитель – логопед проводит фронтальную работу 2 раза в неделю, исходя из возможностей детей. В эти дни подгрупповая работа не проводится. Все остальное время работы учителя – логопеда занимает индивидуальная работа. 3.5. Между групповыми и подгрупповыми занятиями допускаются перерывы в 10 минут, между индивидуальными занятиями – 5 минут. 3.6. Ежедневно, во второй половине дня, проводятся групповые и индивидуальные занятия воспитателя по заданию учителя-логопеда 3.7. Выпуск детей из группы осуществляется ТПМПК г. Азова после окончания срока коррекционно-логопедического обучения. 3.8. В случаях необходимости уточнения заключения или продления срока логопедической работы дети с тяжелыми нарушениями речи, с согласия родителей (законных представителей), направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или ТПМПК г. Азова. 3.9. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий в группе несут родители (законные представители), учитель-логопед, воспитатели и заведующий детским садом. 4 РУКОВОДСТВО ГРУППОЙ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. 4.1. Непосредственное руководство группой осуществляется администрацией дошкольного образовательного учреждения. 4.2. Заведующий МБДОУ № 2 г. Азова: - обеспечивает создание условий для проведения с детьми коррекционнопедагогической работы; - формирует логопедические кадры воспитателей, имеющих первую квалификационную категорию или высшее педагогическое образование и опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста. - обеспечивает кабинет учителя – логопеда специальным оборудованием, методической литературой. 4.3. Научно-методическое сопровождение, консультативную помощь учителям логопедам, координацию работы городского методического объединения учителей-логопедов осуществляет руководитель ГМО учителей – логопедов г. Азова. 4.4. Повышение уровня профессиональной квалификации, обмен опытом логопедической работы осуществляется на городском методическом объединении учителей-логопедов, на курсах повышения квалификации, семинарах и др. 5. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ГРУППЫ. Участниками образовательного процесса являются дети, имеющие тяжелые нарушения речи, их родители (законные представители), педагоги и специалисты детского сада. 5.1. Родители (законные представители) имеют право: - защищать законные права и интересы ребенка; -принимать участие в деятельности учреждения в соответствии с его Уставом, -знакомиться с характером коррекционных методов обучения детей; -принимать активное участие по преодолению речевых недостатков. 5.2. Педагоги детского сада интегрировано осуществляют комплекс мероприятий по диагностике и коррекции речевых нарушений у детей, консультируют родителей (законных представителей) по вопросам развития речи. 5.2.1. Учитель-логопед является организатором и координатором коррекционноразвивающей работы: - обследует речь детей младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп дошкольного образовательного учреждения; - комплектует подгруппы детей для занятий; - проводит регулярные занятия с детьми по исправлению тяжелых нарушений речи, осуществляет в ходе занятий профилактическую работу по предупреждению нарушений чтения и письма; - готовит документы для обследования детей в ТПМПК с целью определения образовательного маршрута; - осуществляет взаимодействие с педагогами по вопросам освоения детьми программы дошкольного образовательного учреждения; - представляет администрации учреждения ежегодный отчет, содержащий сведения о количестве детей с тяжелыми нарушениями речи и результатах коррекционно-развивающей работы; - поддерживает связь с учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений, с учителями-логопедами и учителями начальных классов общеобразовательных учреждений, с педагогами специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, с логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и ППк; - информирует педагогический коллектив детского сада о задачах, содержании, работы группы; - ведет разъяснительную и просветительскую работу среди педагогов, родителей (законных представителей) детей, выступая с сообщениями о задачах и специфике работы по преодолению тяжелых нарушений речи; - участвует в работе городского методического объединения учителей-логопедов и методического объединения дошкольного образовательного учреждения; - повышает свою профессиональную квалификацию и аттестуется согласно действующим нормативным документам. 5.2.2. Воспитатель группы: -закрепляет приобретенные навыки; -отрабатывает умения по автоматизации звуков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей; -планирует и организует общеобразовательные занятия. 5.2.3. Педагог-психолог: -оказывает консультативную помощь родителям и специалистам детского сада, принимающим участие в воспитании и обучении ребенка; -внедряет в практику методы психолого-коррекционной работы с детьми, имеющими недоразвитие речи. 5.2.4. Музыкальный руководитель: -развивает основные компоненты звуковой культуры речи, формирует певческое и речевое дыхание, музыкально-ритмические движения; -участвует в работе по автоматизации звуков, развитию фонематического слуха; -стимулирует познавательные процессы через утренники, досуг. 5.2.5. Инструктор по физической культуре: - способствует оздоровлению и закаливанию детского организма; -совершенствует координацию основных видов движения; -развивает общую и мелкую моторику. 6. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. 6.1 Кабинет учителя - логопеда размещается в помещении МБДОУ № 2 г. Азова 6.2. Для кабинета выделяется помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. 6.3. Кабинет обеспечивается специальным оборудованием. 6.4. Ответственность за оборудование кабинета, его санитарное содержание, ремонт помещения возлагается на администрацию образовательного учреждения. 6.5. Для обработки рук учителя-логопеда и логопедического оборудования (зонды, шпатели) утвержден норматив расхода этилового спирта из расчета 20 граммов этилового спирта в год на одного ребенка с тяжелыми нарушениями речи. 6.6. Рабочее время учителя-логопеда. Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает: - преподавательскую деятельность (непосредственную работу с детьми); - экспертную, просветительную, организационно-методическую работу; - выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов; - проведение родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой; - организацию и проведение методической, диагностической, консультативной помощи родителям. 7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ. 7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его принятия педагогическим советом и Утверждения Приказом заведующего детским садом. 7.2. Все изменения в настоящее положения вносятся письменно, после одобрения педагогического совета детского сада. 7.3. Настоящее Положение действует до его замены или отмены.